Япония считается страной образцовой системы образования. Около 450 университетов, почти 600 колледжей и свыше 8 тыс. профтехучилищ выпускают миллионы высококвалифицированных специалистов. В Японии находится больше университетов, чем на территории всей Западной Европы. В них ежегодно получают образование более 2 млн студентов (для сравнения: в Великобритании студентов в 4 раза меньше). Около 73 % японских вузов являются частными, обучение в них стоит дорого, но зато они выпускают специалистов высочайшего класса. Самым престижным считается Токийский университет, готовящий чиновников высокого ранга, и университет Васэда, из стен которого выходит политическая элита Японии. Будущие бизнесмены получают образование в университете Кэйо. Учеба в школе начинается с 6 лет. Начальная школа и трехлетняя младшая средняя школа являются обязательными и бесплатными. Затем почти все ученики идут в трехлетнюю старшую школу. Около 40 % ее выпускников поступают в вузы. Старшая средняя школа делится на два отделения — общеобразовательное и профессиональное. Первое готовит большую часть учащихся к поступлению в вузы. Профессиональное отделение чаще всего имеет пять потоков: технологический, промышленный, сельскохозяйственный, коммерческий, морского промысла. В японских школах учащиеся уже с 6 лет сдают экзамены. Образованию придается огромное значение, существует «г1 подлинный культ знаний. Например, если ученик заболел, то его мать нередко присутствует на уроках и тщательно записывает новый материал и задания на дом.  Духовные ценности синто, буддизма и конфуцианства — идейная основа воспитания и обучения. В 1962 г. правительство разработало «Программу формирования человека», задачей которой является повышение нравственного уровня учащихся, воспитание патриотизма, лояльности к власти, формирование «оборонного сознания». ЛДП выдвинула тезис о необходимости «нового патриотизма» — преданности своему делу и фирме, усердия в учебе и работе. Целью жизни японца должно стать «растворение в работе», он обязан вкладывать в нее свою душу. В 1970— 1990-е гг. народное образование было под- чинено задачам создания информационного общества. Компьютеры и ЭВМ с начала 1970-х гг. стали обычным явлением в школах и вузах. В связи с этим была сделана попытка усилить дифференциацию в школах и ввести обучение с 4 лет по схеме 4+4+6 лет. В экспериментальных школах ребенок, окончив 8 классов, в 12 лет уже должен выбрать свою будущую профессию.